• Нуль
  • Верхний слайдер 1
  • Верхний слайдер 2


21.03.20, 09:35


Пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью Наталии Козловцевой, заместителя директора МАОУ «Школа № 183 с углубленным изучением отдельных предметов им. Р. Алексеева», председателя РМО педагогов, ведущих предметы православно ориентированного цикла, которая посвящена распространению неонацистских и иных социально-деструктивных взглядов на сознание учащихся посредством цифровой среды, а также профилактическим мерам по прещению данного явления.


Современный мир невозможно представить без использования Интернета, а также коммуникационных технологий, например, как мессенджеров, которыми активно пользуются молодёжь. Виртуальная сеть снимает многие социальные барьеры, в частности, подрастающее поколение может руководствоваться только свободным мнением и не апеллировать к авторитетам, не учитывать мнение большинства, игнорировать нормы морали и беспрепятственно выражать свои мысли [1]. Этой возможностью могут воспользоваться неонацистские организации. Для них цифровая среда — это способ широкой пропаганды своей идеологии. Как результат, цифровые платформы стали механизмами распространения ненавистнических высказываний и подстрекательства к дискриминации, нетерпимости и насилию на расовой, этнической и религиозной почве. В значительной степени нерегулируемый, децентрализованный, дешёвый, а также анонимный характер Интернета позволяет таким группам налаживать связи между «единомышленниками» из разных стран и расширять географию распространения социально-деструктивных идей [2].

По итогам многочисленных социологических исследований, которые были проведены в разных странах мира под эгидой ООН, был сделан вывод, что две трети населения черпают информацию из социальных сетей и получают через них доступ к новостному контенту [3]. Следовательно, те, кто придерживается правых взглядов, социальные сети являются одной из площадок, где распространяется экстремистские, низкосортные и подстрекательские «новости», содержащие стереотипы и соответствующие пропагандистские заявления, в результате чего насилие в отношении целевых групп становится более приемлемым и вероятным.

Неонацистские веб-сайты привлекают детей с помощью музыки, мероприятий, игр, карикатур (символов или мемов) и мультипликационных персонажей, встречающихся на этих сайтах [4]. Существуют видеоигры, предназначенные для распространения идеологий расового превосходства и расовой ненависти. Например, в одной из таких игр, участники примеряют на себя роль неонациста, в задачи которого входит уничтожение цветного населения или групп, идентифицированных неонацистскими группировками в качестве враждебных. Кроме того, на некоторых неонацистских веб-сайтах и форумах размещаются ревизионистские уроки истории для детей [5].

В докладе Специального докладчика Совету по правам человека, сеть «YouTube» остаётся ведущей мировой платформой для обмена видеоконтентом, в том числе среди сторонников экстремистской и человеконенавистнической идеологии [5]. В связи с этим сеть «YouTube» заполонили неонацистские музыкальные видеозаписи, которые пропагандируют и прославляют насилие, а также подстрекают к массовым убийствам христиан, мусульман, евреев и других групп. В ненавистнических музыкальных видеозаписях обычно приветствуется Холокост, упоминаются антисемитские теории заговора и содержатся другие соответствующие ненавистнические высказывания расистского толка [2].

Многие государства по всему миру приняли правовые меры против пропаганды неонацизма и её символики, введения уголовной ответственности за отрицание Холокоста, ненавистнических высказываний расистского толка, в том числе, изображений, книг и материалов. Некоторые страны приняли соответствующие стратегии и планы, включая инициативы по борьбе с ненавистническими высказываниями расистского толка в Интернете [2]. Технологические компании предприняли серьёзные шаги по борьбе с ненавистническими высказываниями в Интернете, в том числе с героизацией нацизма и неонацизмом. Например, компании «Google», «Go Daddy» и «Airbnb» приняли меры по удалению контентов со своих сервисов «белых» националистов и неонацистов [6]. Другие виртуальные платформы, как «Twitter», «Facebook» и другие, за истекший год заблокировали отдельных пользователей, которые угрожали применить насилие или вносили вклад в развитие ненавистнических движений [7].

Профилактические мероприятия по борьбе с неонацизмом в системе образования должны постоянно присутствовать, а руководством общеобразовательных организаций – контролироваться. Прежде всего, необходимо вводить в курс школьной программы для учащихся 8-11 классов уроки по цифровой гигиене, организовывать просветительские мероприятия (внеклассные занятия, беседы-встречи, видеолектории, встречи с общественностью и т.д.), а также проводить отдельные встречи с родителями.

XXI век не стал исключением, когда происходит распространение неонацистских идей и взглядов, создаются организации, пропагандирующие ненависть к окружающим людям, а молодёжь становиться «инструментом» в руках идеологов. Поэтому необходимо систематизировано продолжать работу в данном направлении, прежде всего, в системе образования, которая будет направлена на изучении мировой и Отечественной истории, включая краеведение своего региона, разъяснение возникновение человеконенавистнической идеологии, форм и методов противостояния коричневому яду.


Литература:


1. Южанинова Е.Р. Реализация ценности свободы в пространстве Интернета/ Е.Р. Южанинова// Историческая и социально-образовательная мысль.–2011;

2. Доклад Специального докладчика по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, 07.08.2018;

3. Pew Research Center. News Use Across Social Media Platforms 2017 (September 2017)//URL: www.journalism.org/2017/09/07/news-use-across-social-media-platforms-2017;

4. Michael Edison Hayden. Neo-Nazi website Daily Stormer is «designed to target children» as young as 11 for radicalization, editor claims;

5. Доклад Специального докладчика по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, 25.08.2018;

6. Christine Hauser. GoDaddy severs ties with Daily Stormer after Charlottesville article. New York Times, 14.08.2017г.//URL: www.nytimes.com/2017/08/14/us/godaddy-daily-stormerwhite-supremacists.html?_r=0;

7. A. Robertson. YouTube bans neo-Nazi channel after criticism over hate speech rules. The Verge, 28.02.2018г.// URL: www.theverge.com/2018/2/28/17062002/youtube-banatomwaffen-neo-nazi-channel-hate-speech-rules.


Пресс-служба сайта «Диалог»