• Верхний слайдер [Весна, май] - 2
  • Верхний слайдер [Весна, май] - 3
  • Верхний слайдер [Весна, май] - 4
  • Верхний слайдер 2 [Всегда]


18.04.21, 17:00


Руководитель проектно-исследовательской педагогической лаборатории Федерального ресурсного центра ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК Оксана Глазунова дала интервью сайту «Диалог», в ходе которого рассказывает о Всероссийском фестивале краеведческих объединений «КраеФест» и о значении краеведения в деле воспитания молодого поколения.


– Оксана Владимировна, расскажите, пожалуйста, когда и каким образом возникла идея создания Всероссийского фестиваля краеведческих объединений и с какой целью проводится конкурс?

‒ Начнём с того, что это всё-таки не конкурс. И идея как раз была в том, чтобы создать живое пространство взаимодействия юных краеведов, опытных наставников, работников музеев, педагогов, родителей. Причём таким образом, чтобы в фокус внимания попали – интерес к делу, проекту, исследованию, взаимопомощь, товарищество, партнёрство.

Когда проходит конкурс, олимпиада и соревнование – в приоритете выигрыш, настрой на победу. Это важно и нужно. Однако, если в кашу положить слишком много сахара, она становится приторной и есть её становится невозможно. Так в современном образовательном пространстве слишком много конкурсов, слишком много конкуренции. Поэтому мы и решились сделать Фестиваль краеведческих объединений, на котором рады каждому участнику – и начинающему краеведу и опытному исследователю. Фестиваль – комплексное мероприятие, включающее в себя различные формы проведения и различные площадки проведения.

У нашего фестиваля появилось своё название – КраеФест (краеведческий фестиваль), узнаваемый логотип, свои истории, присказки, герои. Совсем недавно закончился первый этап – школьный. В этот раз организаторами школьного этапа могли выступать образовательные учреждения, музеи, инициативные группы. Одним из ключевых организаторов школьного этапа в этом году выступил Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения (ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК).

Целый месяц, с 15 марта по 15 апреля, шла активная работа: собирались команды, которые выбирали направления (треки), определялись с замыслом проекта или исследования, проводили эти исследования, обсуждали, представляли свои работы, участвовали в обсуждении работ других. Многие ребята, несмотря на расстояние, познакомились с командами из других регионов.

В школьном этапе Краефеста приняли участие более 1000 участников. Мы получили больше 143 заявок от команд и 113 команд дошли до финала исследовательского марафона и теперь готовы принять участие в следующих этапах.

В нашем Краефесте ведущими направлений (трекерами) выступили прекрасные педагоги, краеведы, исследователи из разных регионов нашей страны из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Новосибирска, Красноярска, Нижнего Тагила, Кемеровской области.


18.04.21 1


Российские педагоги и исследователи в области краеведения 


Все материалы, задания доступны и сейчас на наших ресурсах. Они в открытом доступе. И, если кто-то не успел принять участие, не беда! Можно самостоятельно попробовать выполнить те задания, которые выполняли участники Краефеста. И организовать свой собственный фестиваль, конкурс, краеведческий «хакатон».

Вообще, впечатлений от первого этапа очень много; очень много открытий не только для участников, но и для педагогов, организаторов. Мы рады, что в нашем Краефесте приняли участие команды из Нижегородской области. Многие хотят продолжить свою работу и дальше.

‒ Можно ли сказать, что с помощью фестиваля в педагогическом сообществе актуализируется школьный предмет краеведение, который, к сожалению, в настоящее время во многих общеобразовательных организациях страны перестал преподаваться? Почему, по Вашему мнению, этот предмет важно изучать в школе?

‒ Знаете, всё-таки краеведение – это не узкая предметная область. Российский историк и краевед Сигурд Оттович Шмидт определяет эту область так: «Краеведение, изу­че­ние при­ро­ды, на­се­ле­ния, хо­зяй­ст­ва, ис­то­рии и куль­ту­ры ка­кой-ли­бо тер­ри­то­рии («края») или объ­ек­та – от круп­но­го ре­гио­на до от­дель­но­го го­ро­да, се­ла, пред­при­ятия, усадь­бы, ули­цы, до­ма гл. обр. си­ла­ми местно­го на­се­ле­ния. К. опи­ра­ет­ся на меж­дис­ци­п­ли­нар­ные свя­зи и учи­ты­ва­ет не толь­ко тео­ре­тич. на­уч. по­ло­же­ния, но и пер­вич­ные на­блю­де­ния, жи­тей­скую прак­ти­ку; пред­по­лага­ет ос­вое­ние ме­ст­но­го ис­то­рич. опы­та и оп­ре­де­ле­ние но­вых тен­ден­ций раз­ви­тия ис­хо­дя из ме­ст­ных ус­ло­вий и тра­ди­ций. К. – ком­плекс­ное зна­ние, объ­е­ди­няю­щее эле­мен­ты ря­да на­уч. дис­ци­п­лин, со­глас­но ко­то­рым вы­де­ля­ют­ся раз­де­лы (от­рас­ли) К. – ис­тори­че­ское, ли­те­ра­тур­ное, гео­гра­фи­че­ское К. и др. Как учеб­ная дис­ци­п­ли­на К. вклю­ча­ет­ся в школь­ные про­грам­мы, пре­по­да­ёт­ся в ву­зах»

Обратите внимание на то, что краеведение – междисплинарная область, а не узкая предметная. А ещё и особое внимание – на специфические региональные особенности, на особую роль местных сообществ. То есть изучение может быть не только в школе, но и музеях, на предприятиях, в парках, в экспедициях…

Вы затронули очень сложную тему. Я не могу однозначно ответить на этот вопрос в той формулировке, которой Вы сказали. Поскольку не считаю, что формальное решение (ввести в школьную программу ещё один предмет) изменит отношение к теме краеведения. Скорее всего, получится наоборот. Почему? Посчитайте сколько предметов в расписании у современного школьника средней школы. Для того чтобы что-то прибавить, надо где-то отнять. Поэтому здесь нельзя просто добавлением предмета решить комплексную проблему.

Но вернемся к теме краеведения. Для меня краеведение – это образ жизни: краеВедение – это значит ведать краем, быть хозяином, быть по отношению к своей Родине не просто внимательным наблюдателем, но и созидателем. Более того, невозможно выстроить ни одну программу развития региона, города, посёлка, не опираясь на понимание местной специфики, истории, культуры, экономики. Другими словами, то, что имеет непосредственное отношение к теме краеведения. Поэтому школа как коллективный субъект, как сообщество учеников, родителей и учителей может выступать активным участником краеведческих программ, проектов, исследований.

– Расскажите о фестивале: кто в нём может принять участие, на какие этапы он подразделяется, что ждёт победителей, и где можно познакомиться с основными требованиями к фестивалю?

Положение о Фестивале опубликовано на официальном сайте ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения». Здесь же опубликованы методические рекомендации по проведению каждого из этапов. Сейчас заканчивается школьный этап, начинаются муниципальный и региональные этапы Краефеста. Мы надеемся, что Нижегородский край станет активным участником Краефеста. А информацию, как будет проходит фестиваль непосредственно в Вашем регионе можно будет узнать у региональных организаторов.


18.04.21 2


Этапы фестиваля «КраеФест»


Финал Краефеста в этом году состоится в Свердловской области, который планируется провести, как объединяющее событие для различных объединений, организаций краеведческой направленности. Мы приглашаем всех, кто принял участие в различных этапах Фестиваля. Конечно же, приоритет будет отдан тем командам, которые показали значительные результаты в своих исследованиях и проектах.

Календарь Фестиваля:
  • 12-18.07.21 г.Екатеринбург (трек «Город»): будет проходить в формате исследовательской школы. Число участников – 100+ сопровождающие (20). Участники формируют смешанные разновозрастные команды (по 5 чел), выполняют под руководством специалистов (научные руководители, трекеры) проекты и исследования. Проектным командам помогает наставник. Мы рады, что наставниками в этом году выступят выпускники и педагоги разновозрастного отряда «Каравелла», Екатеринбург. А во время проведения исследовательской школы будет работать школьный пресс-центр и о всех событиях можно будет узнать непосредственно от участников программы.
  • 20-26.07.21 г.Нижний Тагил (трек «Экспедиция»): число участников 300, сопровождающие – 30. Проходит в формате слёта. В программе слёта - конкурсная программа, мастер-классы, тренинги, соревнования, радиальные выходы с квестовыми экспедиционными заданиями. На слёте будет продолжать работать пресс-центр Фестиваля. Ежедневно – трансляции и прямые эфиры с группами, которые находятся в этот момент в экспедициях.
Дистанционное участие. Те команды и участники, которые в июле месяце находятся в экспедиции – участвуют в программе фестиваля в рамках пресс-центра (круглые столы, репортажи с мест экспедиций).

Планов и задумок – очень много. Следить за новостями можно на наших ресурсах – в социальных сетях, на официальном сайте Федерального центра, на сайте Краефеста.


– Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, говоря о значении краеведения в деле воспитания молодого поколения, в своих дневниковых записях отметил, что любовь к Отечеству нужно заботливо взращивать с раннего детства. Какие бы Вы дали советы родителям в деле воспитания своих детей?


‒ Всё начинается с Любви! Любовь помогает найти ответы на трудные вопросы, помогает нам неравнодушно смотреть на место, в котором ты живёшь, на людей, которые тебя окружают. Любовь помогает созидать, строить и понимать других людей, находить общий язык, решать невероятно сложные проблемы и задачи. Любовь помогает не отчаиваться, когда что-то не получается. Любовь ‒ большой труд и невероятно трудное занятие. Для маленького ребёнка – край совсем невелик, это его дом и семья. Чем старше мы становимся, тем больше становится то место, за которое мы отвечаем. Но, если ты не научился ведать маленьким домашним краем, как же ты сможешь ведать большим?!

Ну, а если про совет, то универсальные советы сложно давать. Могу пожелать мудрости и терпения, умения слышать, рассудительности, такта, и безусловно, беречь тепло Любви, которое есть у каждого, кто стал Родителем.

– Ваши пожелания посетителям сайта.

– Мне кажется, очень важным найти свой круг единомышленников, друзей, партнёров, которые вдохновляют, зажигают и заставляют задумываться. И прекрасно, если Ваш сайт станет таким местом встречи, знакомств и диалога для тех, кто сюда заходит!


Пресс-служба сайта «Диалог»