• Верхний слайдер [Весна, май] - 2
  • Верхний слайдер [Весна, май] - 3
  • Верхний слайдер [Весна, май] - 4
  • Верхний слайдер 2 [Всегда]


23.03.21, 00:45


С 21 – 27 марта 2021 года под эгидой ООН отмечается Международная неделя солидарности с народами, борющимся против расизма и расовой дискриминации. В рамках этой недели пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью Наталии Козловцевой, заместителя директора МАОУ «Школы № 183 с углубленным изучением отдельных предметов им. Р. Алексеева», председателя РМО педагогов, ведущих предметы православно ориентированного цикла и Константина Лангуева, помощника директора Сормовского ресурсного центра, которая посвящена теме межнациональных отношений.


Тема межнациональных отношений в российском обществе как раньше, так и сейчас является актуальной. Периодически в России возникают конфликты между жителями разных национальностей, которые, в свою очередь, могут перерасти в столкновения. Нередко этому способствуют специальные организации, целенаправленно ведущие работу по деструктуризации межнациональных отношений в социуме и вовлечение в эти конфликты молодое поколение, в особенности учащуюся молодёжь. В этом ключе школа выступает щитом, которая противостоит разрушению этноконфессиональных отношений. В связи с этим, с каждым годом снова возрастает роль краеведения, призванная воспитать в подрастающем поколении чувства гражданственности, национального самосознания и дружеские взаимоотношения [1].

Краеведение – часть гуманитарной науки, занимающаяся изучением определённой территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания истории, археологии, географии, экологии, филологии, этнографии, топонимики, топографии, геральдики и искусствознания [2,3].

Изучая историю своей страны, города, ученики осознают причастность своей «малой Родины» к общей истории России. И только в этом случае, относясь с бережностью и любовью к истории своей страны они способны обогащать её образ, созданный многими поколениями предков, чем-то новым, своим, но не ломая и не разрушая традиции, а продолжая и развивая их [4,5].

Краеведческая работа подразделяется на следующие направления:
  • историко-этнографическое (этнографическое, военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное, археологическое);
  • естественнонаучное (географическое, экологическое, биологическое, геологическое);
  • социально-демографическое (фольклорное, художественное, литературное);
  • туристско-краеведческое (краеведческие исследования во время туристических походов);
  • спортивно-оздоровительное (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода);
  • музейное (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея);
  • экскурсионное (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных или плановых экскурсий);
  • семейное [6].

Краеведение стало неотъемлемым элементом ФГОС, где отражаются вопросы осознания своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа и края и основ культурного наследия народов России [7].

Изучение краеведения должно происходить с использованием современных педагогических технологий, например, с помощью краеведческого исследования. Этот вид исследования позволяет развить в ребёнке навыки правильной работы с книгой и иными видами источниками, а также умение самостоятельно интерпретировать информацию. Примером может послужить реализация школьного проекта «Нижегородские народы разные, но дружные» среди учащихся 8 классов в одной из школ Нижнего Новгорода. Цель проекта ‒ изучить этнографический состав Нижегородского региона и осознать свою национальную принадлежность. Итогом проекта является организация школьного фестиваля «Мир дружбы народов». Подготовка к мероприятию позволит воспитать в подростках потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных национальностей.

Таким образом, школьный курс краеведения позволяет сформировать гармонию с самим собой, с обществом и с окружающей средой. Без всякого сомнения краеведение также способно сформировать культуру межнациональных отношений и воспитать терпимость и уважение к истории, культуре, языку и традициям наций [1].
 

Литература


  1. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников. Фундаментальные исследования. 2005. № 4. С. 35-35. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5937 (дата обращения: 23.03.2021);
  2. Лярский П.А. Пособие по краеведению. Минск: ВШЭ. 1966. 239 с.;
  3. Строев К.Ф., Краеведение, М.: Просвещение. 1967. 144 с.;
  4. Некипелова Л.А. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности. Электронный научно-методический журнал Костромского областного института развития образования. 2015. №1. С.1-4.
    URL: http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/244%202015/21.%20Некипелова%20ЛА_Красносельский%20ОО.pdf (дата обращения: 15.03.2021);
  5. Наш край. – 8-е изд., испр. – Н.Новгород: Книга. 2015. 448 с.;
  6. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.: Просвещение. 1987. 222 с.;
  7. Фокеева И.М. Краеведение в современной школе: содержательно-методические аспекты. Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2020. №3. С.6-16.

Пресс-служба сайта «Диалог»