• Верхний слайдер [Весна, май] - 2
  • Верхний слайдер [Весна, май] - 3
  • Верхний слайдер [Весна, май] - 4
  • Верхний слайдер 2 [Всегда]


04.01.20, 07:00


Пресс-служба сайта «Диалог» публикует интервью с руководителем РМО воспитателей, ведущих предметы духовно‒нравственного цикла, воспитателем МАДОУ «Детский сад № 460 «Родничок» Наталией Матвеевой, которое посвящено воспитанию детей дошкольного возраста.


– Наталия Сергеевна, расскажите, пожалуйста, каким должно быть воспитание детей, и что главное в этом деле?

– Говорить и спорить о правильном воспитании ребёнка можно долго. В настоящее время существует множество разработок на эту тему. Однако важно помнить одно — ребёнка не нужно дрессировать. Детей нужно любить, проводить с ними своё время, и как можно чаще общаться и развивать в этот навык в самом себе. Важно не забывать и то, что свои слова мы должны подкреплять наглядным примером.

– Важна ли родительская власть над ребёнком?

– Родительская власть — важная составляющая в жизни ребёнка. Она служит вначале его жизни опорой и выполняет роль своеобразной границы. Выполняя волю родителя, ребёнок, как правило, опирается на его решения до тех пор, пока он ещё не вырос. Необходимо помнить, что родительский контроль не должен становиться авторитарным. Авторитарные родители требуют от ребёнка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причём могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идёт на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Поэтому важно быть не авторитарным, а авторитетным для ребёнка. Под авторитетом следует понимать уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не даётся от природы, не создается искусственно, не завоёвывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям.

– В чём и в какой мере надо предоставлять ребёнку свободу?

– Задача родителей – подготовить ребёнка к взрослой жизни. Прежде всего, правильная свобода учит ребёнка организованности и ответственности. Однако часто родители дают свободу там, где ребёнку она ещё не нужна, и он не умеет ею пользоваться. Бывает, наоборот, отнимают тогда, когда он без неё уже не может, так как она является важным условием нахождения себя.


В разных источниках упоминается о разных видах свободы. Хотелось бы выделить следующие:

  • Свобода физическая: телесное переживание «меня ничего не держит, не стесняет, я могу двигаться так, как я хочу»;
  • Свобода развития: возможность заниматься теми видами деятельности, которые являются важными и актуальными для каждого возрастного этапа при становлении личности. Переживание «ничто не мешает мне развиваться, актуализировать себя»;
  • Свобода личностная: внутреннее переживание «мир не вынуждает меня делать в данный момент то, что я не хочу. Могу беспрепятственно являть, выражать себя вовне и внутри»;
  • Свобода самореализации: способность принимать на себя ответственность за реализацию смыслов и ценностей в своей жизни. Наиболее значимым компонентом является воля.
Во всём важен принцип золотой середины. С одной стороны для каждого возрастного периода ребёнка важна опора в виде конкретных предложений или стратегий от родителей, чтобы он не чувствовал себя потерянным, а с другой стороны, ребёнок должен самостоятельно и осмысленно принимать те или иные решения.

– Современное время характеризуется повсеместным использованием цифровых технологий (компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны и др.). Что необходимо знать родителю?

– Нужно признать, что современная жизнь человека тесно взаимосвязана с электронными цифровыми устройствами. Их никуда не денешь. С одной стороны, они позволяют сделать жизнь взрослого человека легче и спокойней, а с другой стороны, привносят определённые риски. В жизнь ребёнка «цифра» входит практически с младенческого возраста, когда вместо погремушки родители привешивают к коляске специально выпускаемые «детские» планшеты. Живое общение, игра и просто физическая активность – всё это вытесняется из воспитания современного ребёнка. И, разумеется, все эти вышеобозначенные тенденции негативно отражаются на особенностях развития детей (неумение выразить свои чувства в виде слов, эмпатия, развитие тревожности и агрессия и т.д.).

Что важно помнить родителю?

Хотела бы остановиться на некоторых негласных правилах, о которых нужно всегда помнить при воспитании ребёнка:

  • Маленькие дети лучше всего учатся в процессе двусторонней коммуникации. Разговоры на разные темы очень важны для развития речи ребёнка;
  • Использование компьютерной техники требует разумных ограничений. Так ассоциацией воспитателей совместно с врачами-гигиенистами в области гигиены детства рекомендовано для дошкольников в день использовать персональный компьютер, ноутбук (нетбук) или компьютерный планшет до 10 минут, а сотовым телефоном до 15 минут. Часть свободного времени ребёнок должен проводить, не используя компьютерную технику. Проводите это время вместе с ним;
  • Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок просматривал только качественный контент (сайты). Просматривайте его вместе с ребёнком, учите его, разъясняйте ему, что он воспринимает с экрана компьютера;
  • Не допускайте использования гаджетов во время приёма пищи и в детской спальне;
  • Выключайте телевизор, когда не смотрите его, поскольку фоновые звуки мешают живому общению с ребёнком;
  • Заряжайте гаджеты ночью вне детской спальни, чтобы избавить ребёнка от соблазна пользоваться ими.

– Ваши пожелания в наступившем году.

– Желаю, чтобы в нынешним году оправдались самые добрые надежды, а всё задуманное обязательно исполнилось!


Пресс-служба сайта «Диалог»