• Нуль
  • Верхний слайдер 1
  • Верхний слайдер 2

«Воспитывая подрастающее поколение» [Статья]


22.12.19, 09:00


Пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью Светланы Дворянцевой, Светланы Шибалкиной и Наталии Матвеевой, педагогов МАДОУ «Детский сад № 460 «Родничок»: «Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста «Родничок добра», в которой раскрывается актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе, представлен опыт работы детского сада в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по приобщению детей дошкольного возраста к православным традициям и культурой русского народа.


В настоящее время особенно актуально встают задачи духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Это подчеркивается в статьях 64 и 87 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В статье 64 одним из направлений дошкольного образования выделяется формирование у детей общей культуры, которая включает в себя, разумеется, и представления об отечественной культуре с ее православными традициями и ценностями [7]. В статье 87 указывается на то, что в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно- нравственными социокультурными ценностями в основные образовательные программы дошкольного образования могут быть включены разнообразные формы работы с воспитанниками, направленные на получение детьми знаний о культуре народов Российской Федерации [7].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» (п. 1.4.6.) [8]. А одна из задач ФГОС ДО - это «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [8].

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений воспитания подрастающего поколения является духовно-нравственное развитие детей, а именно: «воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания» [6].

Актуальность включения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста в образовательный процесс МАДОУ связана, прежде всего, с результатами изучения запросов родителей. Большинство молодых родителей заинтересованы духовно-нравственным воспитанием своих детей (90%), во многих семьях поддерживаются традиции празднования православных праздников (80%); родители хотели бы, чтобы их ребенок посещал кружок духовно-нравственной направленности и считают уместным участие священнослужителей в образовательном процессе.

Кроме этого важность и необходимость проведения такой работы связанна с духовно- нравственным кризисом в обществе в целом, и в семьях в частности, когда материальные ценности превалируют над духовными, нравы детей и взрослых стали потребительскими, наблюдается заполнение духовной сферы детей и взрослых продуктами некачественной массовой культуры. У современных родителей чаще всего система ценностей далека от идеальной, поэтому большая роль принадлежит педагогу. Кроме того, только некоторая часть детей живут с бабушками, а, как известно, раньше именно бабушки прививали духовность своим внукам.

Цель Программы: приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям.

Задачи Программы:

  • формировать у детей представления и отношение к семейным (забота о родных и близких, уважение старших, послушание и др.) и духовно-нравственным (добро, трудолюбие, бескорыстие, сопереживание и др.) ценностям;
  • познакомить детей с православными традициями и культурой русского народа, жизнеописанием известных людей, внесших вклад в историю страны, некоторых святых.
  • дать представления о Православной церкви, Православном храме, культуре поведения в Храме.
В результате изучения Программы воспитанники должны иметь знания:
  • о духовно-нравственных категориях: добро-зло, послушание-непослушание, простота-хитрость, труд-лень, «смирение», «жертвенность», «милосердие»;
  • о православных традициях и ценностях;
  • о людях, прославивших Россию: И.Муромец, К.Минин, Д.Пожарский, Ю.Гагарин, В.Чкалов, С.Саровский, К.Петербуржская, М.Московская и пр.
  • о предметах русского быта, традициях и культуре русского народа;
  • о Православном храме, культуре поведения в Храме;
  • о правилах взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В результате изучения Программы у воспитанников должны быть сформированы умения:

  • делать самостоятельный нравственный выбор;
  • разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, отличать в жизни хорошее от плохого.
В результате изучения Программы у воспитанников могут быть развиты:
  • интеллект и культурный кругозор;
  • любознательность, внимание, логика;
  • нравственные ценности: стремление к добру, щедрость, внимательное отношение к людям и окружающему миру, ответственность и способность сострадать другому человеку;
  • любовь к Родине.

Среди организационно-педагогических условий отмечаем, что Программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, рассчитана на 2 года и реализуется в старших и подготовительных группах.

Программа позволяет обеспечить освоение ФГОС ДО в образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», рассчитана на совместную работу воспитателя, музыкального руководителя и руководителя кружка.

Набор детей носит свободный характер, желание осваивать Программу фиксируется в заявлении родителей (законных представителей). Период реализации программы 72 ч., периодичность занятий - один раз в неделю с сентября по май, по 25-30 минут. Форма организации занятий: фронтальные занятия во вторую половину дня.

Среди материально-технических условий отмечаем оборудованный кабинет для работы с детьми предметами русского быта, макетами Нижегородского Кремля, нижегородских храмов, аудио и видеотекой, детской художественной литературой, интерактивным оборудованием и пр.

Учебный план и рабочая Программа представлены четырьмя тематическими блоками в старшей и подготовительной группах.

1. Тематический блок «Добрые дела» (формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей).


Ценность формируется по своим законам: сначала о ней надо услышать, потом описать словами, проговорить по отношению к другим, а далее применить к себе, сначала в игровых условиях, а потом в реальных.

Поэтому содержание таких занятий сначала строится на основе восприятия информации посредством чтения художественных произведений нравственного характера (В. Осеева, Б. Ганаго, Н. Пермяк, Н. Носов и др.), просмотра мультфильмов духовно-нравственного содержания (серия «Шишкин лес» и др.), бесед о родительской любви и заботе, почитании старших в семье, заботе о младших, о добре и зле, дружбе и ссоре, прощении и примирении и пр.

На занятиях создаются игровые проблемные ситуации (сравнение доброты и солнца, почему бывают несчастными дети, щедрость: всегда ли это хорошо, как стать честным, зависит ли доброта от возраста и благосостояния, может ли скромный человек быть гордым и пр.), придумываются окончания рассказов.

Только после этого используются активные методы, способствующие проявлению сформированных ценностей в жизни, с этой целью устраиваем благотворительные акции «Сделаем книжку для малыша», «Поможем пожилому человеку», встречи с ветеранами, празднование ценностно-окрашенных праздников «День матери», «День семьи», «День Победы» и др. Вся работа в рамках этого блока подчинена формированию у детей определенных нравственных ценностей и качеств: доброта, любовь, патриотизм, трудолюбие, забота, послушание, ответственность, сострадание, милосердие и др. Такие мероприятия проводятся во взаимодействии воспитателей, музыкального руководителя и руководителя кружка.


2. Тематический блок «Мы живем в России» (ознакомление детей с традициями и культурой русского народа).


На таких занятиях дети получают представления о народных традициях: гостеприимство, хлебосольство, знакомятся с устройством русской избы, предметами русского быта, одежды, народной игрушкой, русским танцем, песней.

Образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняная посуда, самовары, расписные прялки и другие экспонаты нашего музея - «Комнаты русского быта» помогают погрузиться в атмосферу жизни человека на Руси.

Также дети знакомятся с образцами русского декоративно - прикладного искусства, такими как Хохломская, Гжельская, Городецкая росписи, Дымковская и Филимоновская игрушка. Далее дети закрепляют свои представления в изобразительной деятельности по мотивам русских народных сказок, былин, потешек и поговорок, по декоративно-прикладному искусству.

Детей знакомим с православными праздниками «Рождество», «Пасха», «Троица», рассказываем об имени и именинах, традиции посещения Храма по воскресеньям, внешнем и внутреннем устройстве Храма, священнослужителе, значимости труда в жизни человека и пр.


3. Тематический блок «Прославляем Россию» (ознакомление детей с жизнеописанием людей, внесших след в историю страны и некоторых почитаемых святых). 


На занятиях этого блока проводим беседы о русских богатырях, о подвигах наших соотечественников, представляем презентации и видеофильмы из серии «Родные края», «Мой любимый город», «Уроки истории», «Стены древнего Кремля», знакомим с песнями, стихотворениями, посвященными им. Особое внимание уделяем знакомству детей с известными людьми Нижегородского края, такими как Минин и Пожарский, Иван Кулибин, Валерий Чкалов, Максим Горький, Николай Зайцев и др.

Руководитель кружка рассказывает о жизни некоторых почитаемых святых: Николая Чудотровца, Сергия Радонежкого, Серафима Саровского, Матроны Московской, Ксении Петербуржской, дети рассматривают иллюстрации детских книг об их жизнеописании. 


4. Тематический блок «С нами Бог»


Этот блок реализуется во взаимодействии с духовным наставником, именно тандем педагог - священник позволяет насытить духовную и нравственную жизнь ребёнка главными жизненными ценностями. С этой целью мы приглашаем на занятия с детьми священника. Он рассказывает детям о праздниках, иконах, как нужно себя вести в Храме, о некоторых заповедях и таинствах.

Для углубления впечатлений детей мы регулярно организуем экскурсии в близлежащие храмы. Кроме этого проводим совместно с родителями экскурсии в Сормовскую Православную гимназию, Воскресную школу, иконописную мастерскую.

С целью оценки качества освоения Программы проводится промежуточная и итоговая аттестация. Анализ результативности оформляется отчетом руководителя кружка. В аттестации используем мониторинг Л.И. Гладких «Мир – прекрасное творение», критериями которого являются следующие показатели: эмоционально- чувственный показатель (чувство сопереживания, проявление милосердия, сорадования); когнитивный показатель (проявление любознательности, наличие представлений); практический показатель (добрые дела и поступки, отзывчивость) [2]. В соответствие с этим выделяются три уровня проявления эмоционально-действенного отношения ребенка к окружающему в игре и творческо - продуктивной деятельности. Низкий уровень - по подражанию взрослому в совместной деятельности с ним. Средний уровень - по побуждению взрослого в совместной деятельности с ним и самостоятельно. Высокий уровень - самостоятельно, по собственной инициативе в свободной деятельности.

Программа реализуется в МАДОУ с 2011 года. За этот период охват детей Программой составил 7011 детей старшего дошкольного возраста.

И самое главное, эта дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа реализуется во взаимодействии с семьями воспитанников. Ведь в духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит в первую очередь семье. Душевное здоровье ребенка, уравновешенность характера зависят от любви и счастья, царящего в его семье. Вся работа строится на основе единства знаний, убеждений и действий педагога и родителей.

Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, достойными гражданами родной страны, а тот небольшой опыт, который мы приобрели в процессе деятельности, способствует оздоровлению нашего общества.


Библиографический список:


  1. Бородина А.В. Бородина В.А. Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе / под редакцией А.В. Бородиной. – Изд-е 2-е. - М.: МОФ СРОиК «ОПК», 2016. – 112 с.
  2. Гладких, Л.П. Мир - прекрасное творение. Курск, 2008, 324 с.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010, 304 с.
  4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2005, 220 с.
  5. Кузьмин И.А. «Истоковедение». Издание 5-е, дополненное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2012, 224 с.
  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р
  7. Федеральный закон 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155
  9. Шевченко Л.Л. Добрый мир: Методическое пособие. Под ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011.

Пресс-служба сайта «Диалог»