• Верхний слайдер [Весна, май] - 2
  • Верхний слайдер [Весна, май] - 3
  • Верхний слайдер [Весна, май] - 4
  • Верхний слайдер 2 [Всегда]

Школьный музей в социокультурном пространстве мегаполиса [Статья]


12.03.21, 19:22


Пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью «Школьный музей в социокультурном пространстве мегаполиса» к.и.н., заведующей кафедрой музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Елены Мастеницы и к.пед.н. Любови Шляхтиной (вестник «Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры», № 1 (30) март, 2017 г.), которая посвящена теме школьного музея. Авторы рассуждают о роли музея в общеобразовательных организациях, а также о совершенствовании музейного пространства.


Современный музейный мир характеризуется обилием и разнообразием культурных форм. Его морфология включает и собственно музеи, являющиеся традиционными коллекционными институциями, и учреждения музейного типа, зачастую не имеющие собственных коллекций подлинных артефактов культуры, и эконому- зеи, нацеленные на использование авторитета музея как модного бренда с коммерческими целями, и центры наследия, в большинстве случаев представляющие собой комплексные исторические реконструкции и др.

Особое место в этом многоликом мире занимают музеи образовательных учреждений, к которым относятся и школьные музеи. Они при- надлежат к многочисленной группе негосударственных музеев, которые могут быть созданы в любом образовательным учреждении как его структурное подразделение.

История школьных музеев в России насчитывает более 100 лет и является достаточно разработанной в научном плане проблематикой. Не ставя задачей проанализировать обширный корпус трудов, посвященных школьному музею, остановимся на наиболее значимых работах, оказавших влияние на осмысление данного феномена в музеологическом и культурологическом ракурсах.

Интерес к музею, созданному в стенах учебных заведений, как указывает М. Юхневич, сразу же нашел отражение в многочисленных статьях периодики второй половины XIX – начала XX в. Согласно приведенным ею сведениям, с 1860 г. до 1917 г. в России выходило в общей сложности 157 журналов педагогической направленности, из которых большая часть приходилась на 1905–1917 гг. В этих изданиях можно обнаружить разнообразные сведения об организации и функционировании педагогических, школьных и детских музеев в дореволюционной России. Особое внимание вопросам, связанным с жизнью школьных музеев, уделялось авторами статей журнала «Школьные экскурсии и школьный музей», педагогической газеты «Школа и жизнь» и других периодических изданий, а также в специально посвященных школьным музеям трудах [1-4].

Первым серьезным исследованием, в котором был систематизирован опыт существования школьных музеев в России и акцентирована их важная роль в формировании личности учащегося, стала книга А. У. Зеленко [5]. Идеи известного педагога-новатора о том, что школьный музей должен соответствовать запросам детей, спо- собствовать исследованиям, экспериментам, расширению участия школы в социальной жизни, не утратили своей актуальности и сегодня.

Изучение музеев образовательных учреждений в современной отечественной музеологии имеет сложившуюся исследовательскую традицию. Достаточно основательно специфика школьного музея, ретроспектива и перспективы его развития раскрыты в трудах М. Юхневич. В ряду авторов, обратившихся к проблемам школьных музеев в историческом аспекте, следует также упомянуть Е. Леонова, обобщившего итоги становления школьного феномена с целью разработки периодизации истории его развития в России. Радикальное изменение облика школьного музея в XXI в. и появление таких различных его модификаций, как «музей-клуб, музей-мастерская (студия), музей-салон, музей-лаборатория, музей-театр, музей-игротека, музей-гостиная, музей-адаптационный центр, музей-экскурсионное бюро, музей-кафе, музей-ярмарка, музей в чемодане, виртуальный музей», проанализировано в статье А. В. Потягова. Принципы функционирования школьного музея в контексте проблематики открытого образовательного пространства рассмотрены в статье Е. Галкиной. Образовательный потенциал школьных музеев в мегаполисе глубоко исследован и раскрыт в монографии Л. Козловой. Наряду с монографическими исследованиями нельзя отрицать важное значение трудов научно-методического характера, содержащих рекомендации по организации и деятельности школьных музеев и предназначенных школьным учителям [6-12].

Современный социокультурный контекст, в котором осуществляется деятельность государственных и негосударственных музеев, в том числе и школьных, имеет очевидные тенденции, которые накладывают отпечаток как на содержание, формы и методы работы музеев, так и на поиск адекватных вызовам времени технологий взаимодействия с аудиторией. Прежде всего, это стремительно развивающиеся, глубокие и неоднозначные глобализационные процессы, включая и культурную глобализацию. Бесспорно, глобализация способствует ускорению социодинамики культуры. Благодаря новым информационным технологиям возникают виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, которые дают возможность познакомиться с шедеврами мировой цивилизации независимо от того места, где находятся эти шедевры и сам человек.

Включение в тематику образовательных проектов и программ школь- ных музеев сюжетов, связанных с антропоцентричным подходом к истории района, города или учебного заведения, позволяет по-новому трактовать экспозиции, строить временные выставки, разрабатывать формы вербальной интерпретации наследия. Совершенствование деятельности школьных музеев видится в кон- центрации герменевтических усилий. Сегодня как никогда актуально обучение языку музей- ной информации, раскодировке семантико-се- миотического характера музейного предмета, требующих интеллектуального сосредоточения, что развивает визуальное мышление и противо- стоит формированию «клипового сознания» у поколения «Z».

Говоря об учебных музеях, мы не можем не учитывать визуализацию и интенсивную вир- туализацию окружающей действительности, в которой находится современный школьник, равно как и тот факт, что активное развитие ин- формационных технологий вошло и в реалии образовательного процесса школы, и в практи- ку школьных музеев. Однако существует целый ряд факторов, влияющих на эффективность воз- действия и восприятия историко-культурного наследия, которым обладают школьные музеи. Прежде всего, легкодоступность информации, ее визуальный и быстроменяющийся характер, а также изобилие мультимедийных средств ее передачи затрудняют понимание статичных форм музейной информации. В силу этого современные школьные музеи должны сделать акцент на эмоциональное прочтение историко-культурного опыта, на получение впечатлений от так- тильных ощущений, межличностных контактов, совместной проектной деятельности. Коллекции должны быть доступны для тактильного вос- приятия, а предметы можно взять в руки, чтобы ощутить их вес, тепло, холод, попробовать открыть, заглянуть во внутрь т. д. Школьный музей должен стремиться стать музеем детского твор- чества и детского труда, основанном на поиске и открытиях, использующим методы стимулирования самостоятельной деятельности, творческого состязания, игровой и метод театрализации.

Одним из актуальных векторов развития современного школьного музея видится укрепление его социального статуса, что проявляется в систематической работе с ветеранами, жителями микрорайона, выпускниками школы разных лет и т. д. Волонтерские усилия по сбору материалов для школьного музея, их изучение и музеефикация позволяют включить в систему культурного наследия явления и факты, оставшиеся вне сферы интересов государственных музеев, способствуя созданию микроистории, заполнению лакун в локальной истории. Соприкосновение в процессе этой деятельности с событиями и людьми – носителями памяти о них – помогает формировать личное отношение к истории, ощущать сопричастность к фактам, что в конечном итоге и составляет процесс по- стижения и трансляции социального и культурного опыта от поколения к поколению. Без его передачи и освоения невозможно формирование исторического сознания, т. е. способности ощутить себя в потоке времени, погрузить в него исторических героев, осознать изменчивость человеческих представлений, понимать особенности быта и менталитета разных наро- дов и сословий с позиций как настоящего, так и прошлого.

Трансформации социокультурного характера, происходящие в меняющемся мире, соответственно, меняют миссию школьного музея. Выполняя задачи образовательно-воспитательного характера на основе специально соз- данной предметной среды, он может и должен стать «пространством практической герменевтики», «фабрикой впечатлений» и площадкой социальных экспериментов. В современном социокультурном пространстве мегаполиса школьные музеи призваны искать пути пре- одоления негативных последствий глобализации, нейтрализации ее влияния, становясь своеобразным компенсаторным пространством, уравновешивающим и придающим стабиль- ность общественным и культурным процессам, а также предоставляющим школьнику не только достоверные знания, новый опыт постижения действительности, но и особую атмосферу, ко- торые невозможно получить вне музейных стен [12-15].


Список литературы:


  1. Издавался в Одессе с 1913 по 1917 г;
  2. Выходила в Санкт-Петербурге с 1911 по 1917 г;
  3. Юхневич М. Ю. Педагогические, школьные и детские  музеи дореволюционной России: метод. пособие. М., 1990.  С. 3–4;
  4. Зеленко А. У. Школьный музей. М.: Работник просвещения, 1927. 192 с;
  5. Юхневич М. Ю. Школьные музеи // Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейн. педагогике. М.: Рос. ин-т культурологии, 2001. C. 148–157;
  6. Леонов Е. Е. Исторические аспекты появления и развития школьных музеев в России: периодизация, проблемы, особенности работы // Вестн. КемГУКИ. 2011. № 17–2.  С. 39–49;
  7. Потягов А. В. Школьный музей в XXI в.: стратегии и практики первого десятилетия // Ярослав. пед. вестн. 2011. Т. 1: Гуманитарные науки, № 3;
  8. Галкина Е. Л. Школьный музей – открытая система //  Школьный музей – открытая система: теория и практика / отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Шк. кн., 2009. С. 13–27;
  9. Козлова Л. К. Система комплексного использования образовательного потенциала школьных музеев в мегаполисе. М.: Армпресс, 2012. 192 с;
  10. Школьный музей: теория, методика и опыт создания и использования в учеб.-воспитат. работе образоват. учреждения: пособие. М., 2011;
  11. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музейно-педагогическая мысль в России: ист. очерки. СПб.: СПбГУКИ, 2006. С. 122–156;
  12. Отургашева Н. В. Проблема культурной идентичности в условиях глобализации // Фундаментальные проблемы культурологии. М.; СПб.: Новый хронограф: Эйдос, 2009. Т. 7: Культурное многообразие: теории и стратегии. С. 84;
  13. Мастеница Е. Н. Мегамузей в мегаполисе // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 4 (21). С. 131–135;
  14. Межуев В. М. Философия истории и историческая наука // Вопр. философии. 1994. № 4. С. 74–86;
  15. Шляхтина Л. М. Рекреационно-образовательная миссия современного музея: образование или развлечение? // Вопр. музеологии. 2013. № 2 (8). С. 206–212.

Пресс-служба сайта «Диалог»