• Верхний слайдер [Весна, май] - 2
  • Верхний слайдер [Весна, май] - 3
  • Верхний слайдер [Весна, май] - 4
  • Верхний слайдер 2 [Всегда]

Школьное краеведение как предмет педагогической рефлексии [Статья]


31.01.21, 11:00


Пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью специалиста по учебно-методической работе ФГБОУ ВО «Армавирская государственная педагогическая академия» Елены Остриковой, которая посвящена роли школьного краеведения в решении задач образовательной системы. Анализируются особенности школьного краеведения, его возможные направления реализации и соответствующие виды, требующие особого подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся школ. Обосновывается значимость школьного краеведения для построения коллективной и индивидуальной творческой деятельности учащихся (научно-практический журнал «Наука и бизнес: пути развития» №8 (38), 2014 г.)


Важной особенностью развития современного образования является пересечение двух разноплановых процессов – глобализации образования, которая обусловлена объединением современного мира, планетарным соединением всех областей деятельности человечества, и регионализации образования, которая позволяет раскрывать уникальное своеобразие каждого региона, выстраивать оригинальную модель исторически обусловленной взаимосвязи человека, социума, природы, национально-культурных традиций народов, представляющих различные регионы, обеспечивать связь поколений, сохранять и обогащать процессы гуманизации и демократизации образования [3, с. 22].

В аспекте регионализации образования краеведение является прекраснейшим и достаточно весомым направлением формирования у человека междисциплинарного знания, охватывающего географическую, историческую, биографическую, демографическую, фольклорную, литературоведческую, экологическую, социологическую, музееведческую, бытоописательную, библиографическую информацию. Эту идею развивает в своих работах С.О. Шмидт, говоря о том, что краеведческие знания являются комплексными, включающими в себя географические, экологические, исторические и шире – историко-культурные (историко-литературные, историко-экономические); что метод краеведения основан на междисциплинарных научных связях, что позволяет учитывать как положения научных теорий, так и бытийные наблюдения обычной житейской практики; что краеведение объединяет научный, научно-популяризаторский и общественный виды деятельности, которыми занимаются не только ученыеспециалисты, но и значительно более широкий круг лиц, включающий в себя и местных жителей [5, с. 4–5].

Компиляция в краеведческих работах самых разных видов человеческого знания и деятельности детерминирует постепенное формирование научно-теоретической базы краеведения в тесной связи с общекультурной просветительской работой.

В силу достаточно широкого круга задач выделяются различные виды краеведения. Так, К.Ф. Строев описывает такие виды, как государственное, школьное и общественное краеведение [4, с. 6], где государственное краеведение обеспечивает научное изучение регионов и закреплено за краеведческими музеями и исследовательскими учреждениями. Школьное краеведение основывается на исследовательской деятельности учащихся, реализуемой под руководством педагога. При этом изучение края может быть интересно и местному населению, а также туристам, организуемым на эту важную деятельность различными общественными организациями, домами культуры, клубами.

Принципиально школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и реализуется в строгом соответствии с учебными и воспитательными задачами образовательного учреждения. Обязательным условием школьного краеведения является руководящая роль в нем учителя, который с учетом учебно-воспитательной программы школы, контингента учащихся различных классов и местных возможностей определяет объекты для исследования, подбирает наиболее адекватные виды и методы работы, организационные формы и руководит работой учеников.

В этом плане в современной педагогической литературе достаточно подробно определены цели и задачи школьного краеведения, подтверждено его образовательное и воспитательное значение (А.С. Баркoв, Л.С. Бeрг, П.В. Иванoв, В.А. Кондакoв), раскрыты ведущие организационные методики краеведения и общеметодологическая база (С.П. Аржанoв, Е.А. Звягинцeв, Э.Ю. Пeтри и др.), изучены особенности и методы различных видов краеведения: географического (Н.Н. Бaрaнский, А.В. Зoсимoвский, А.В. Дaринcкий, А.Л. Пoлoвинкин, Н.П. Филонов), исторического (Д.В. Кaцюбa, А.П. Пинкeвич, Г.П. Пирoжкoв, К.Ф. Стрoeв, С.Б. Филимoнoв, С.Т. Шaцкий, С.О. Шмидт,), литературного (Э.Г. Бeккeр, М.Д. Янкo), библиотечного (В.Н. Никoлаeв, Н.Н. Щeрбa) и др.

Школьному краеведению, с точки зрения Е.Ю. Ривкина, свойствен ряд особенностей, которые позволяют его четко отделять от остальных направлений образовательной деятельности: приоритетность воспитательных целей; возможности использования методов адаптивной педагогики; интегративность содержания работы (многопрофильная содержательная сторона предмета изучения: природы, хозяйства, экологии, культуры, истории, современности и др.); развитие общеучебных навыков познания и формирование исследовательских способов учебной деятельности в процессе развития целостного взгляда на регион; возможность широко использовать образовательные и воспитательные ресурсы социокультурного пространства микросреды, региона; приоритет принципов личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе организации краеведческой деятельности; привлекательность краеведения для учащихся, вызывающая высокий познавательный интерес, способствующий формированию учебной мотивации учащихся; творческий характер использования и сочетания всех форм, методов и приемов образовательной деятельности.

Эти особенности позволяют формировать особый подход к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, выстраивать педагогами индивидуальную методику организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования любого региона [2].

Помимо этого, ряд ученых в качестве ведущей цели школьного краеведения обозначает и воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край, – так называемую малую родину, являющуюся объектом изучения краеведами. Для достижения этой цели важно решить такие задачи, как знакомство учеников с историей и современным состоянием региона; формирование у учащихся представлений о разных сторонах жизни своего края и его жителей; развитие у школьников стремлений в познании своего региона, формирование личностного отношения к нему; развитие гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине; создание условий для изучения и понимания проблем развития края, формирования видения своего места и роли в разрешении этих проблем; развитие установки на внесение личного вклада в совершенствование жизни региона; адаптация школьников к условиям региона проживания; профессиональное самоопределение, подразумевающее организацию учениками разнопланового изучения территории своей малой родины; формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни; становление, развитие и упрочение учебно-воспитательного коллектива; развитие личностных качеств учащихся средствами краеведения [2].

Краеведческая работа учреждений образования может развиваться по ряду направлений:

  • историческому (военно-историческое, историкокультурное, историко-архивное, археологическое и др.);
  • естественнонаучному (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.);
  • этнокультурному;
  • социологодемографическому (фольклорное, художественное, литературное и др.);
  • туристско-краеведческому (краеведческие исследования во время туристических походов);
  • спортивному (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода);
  • оздоровительному (совершение некатегорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода);
  • музейному (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея);
  • экскурсионному (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных или плановых экскурсий);
  • семейному [1, с. 46].

Описанные выше задачи и такое многообразие направлений краеведческой деятельности требуют от учителей определенных усилий, связанных с построением системы разноплановой деятельности учащихся, которая должна способствовать формированию у них интереса к региону проживания, развитию разнообразных краеведческих знаний, организации разнонаправленной развивающей коллективной и индивидуальной творческой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время.

Таким образом, краеведческая деятельность для современного образования является важным способом развития личности учащихся, их познавательного интереса, активности и самостоятельности. Она способствует их самоопределению, готовит к выбору профессии, стимулирует саморазвитие личности. Участие школьников в краеведческой работе позволяет у них развивать общую культуру и значимые для гражданина страны качества.


Список литературы:


  1. Голов, В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования / В.П. Голов. – М. : Просвещение, 1987;
  2. Ривкин, Е.Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы / Е.Ю. Ривкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.portal-slovo.ru;
  3. Острикова, Е.А. О подготовке будущих педагогов к разработке и реализации в школе исследовательских проектов / Е.А. Острикова // Глобальный научный потенциал. – СПб. : ТМБпринт. – 2013. – № 5 (26);
  4. Строев, К.Ф. Краеведение / К.Ф. Строев. – М. : Просвещение, 1984;
  5. Шмидт, С.О. Краеведение и документальные памятники / С.О. Шмидт. – Тверь. – 1992.

Пресс-служба сайта «Диалог»