• Нуль
  • Верхний слайдер 1
  • Верхний слайдер 2

Значение служения святителя Николая (Касаткина), архиепископа Токийского и Японского для Российского Отечества [Статья]


04.07.20, 00:00


Святитель Николай (Касаткин), архиепископ Токийский и Японский – создатель и первоиерарх Японской православной церкви, выдающийся русский миссионер XX века, значение которого для православной Японии по сегодняшний день неоценимо. Однако, какое значение миссионерского служения святителя имеет для Российского Отечества? Пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью, посвящённая данной теме.


Неоценимым вкладом святителя Николая является его дневниковые записи. Святой равноапостольный Николай вёл свой дневник более 40 лет. Первые сохранившиеся записи датируются 1870 годом, а последние – 1911-м. Дневниковые тексты уже после его смерти были систематизированы в пятитомное издание под названием «Дневники святителя Николая Японского [1], которые включают в своё повествование разножанровые фрагменты: исповедальные, эссеистические и автобиографические [2]. В «Дневниках» повествуется о многих выдающихся людях XIX- нач. XX веков (литераторах Ф.М. Достоевском и В.С. Соловьеве, морских военачальниках С.О. Макарове и Е.В. Путятине и др.) и о судьбах малоизвестных людей, но занимающих определенное место в жизни святителя и всей духовной миссии в Японии (работниках и учащихся семинарии, японских священнослужителях, прихожанах). Содержание документов включает в себя рассуждения самого архиепископа Николая (Касаткина) о судьбах России и Японии, о религиях, о нравах японцев и русских. В том числе многочисленные пересказы газетных и журнальных хроник, личной корреспонденции, статистических листов, выдержек из проповедей и официальных документов. Таким образом, письменное наследие святителя Николая Японского трудно назвать обычным дневником, под которым традиционно понимается фиксация событий и фактов.

О России, её проблемах и бедах владыка Николай писал в своём дневнике часто. В апреле 1903 года архиепископ общался с военным атташе России в Японии Владимиром Самойловым, где речь шла о возможности войны между двумя странами. Изначально не веря в возможность войны, после разговора архипастырь признал её почти неизбежной. Основанием для войны видятся Порт-Артурские события и невыполнение Россией ранее данного обещания по выводу войск из Маньчжурии. При этом владыка понимал, что указанные основания есть лишь повод к началу военных действий против России, причиной же является «зуд японцев подраться с великой европейской державой, чтобы уж окончательно получить диплом на звание великой азиатской державы» [3]. Безусловно, святитель был не единственным, кто верно оценивал возникшую ситуацию. Конечно, её правильно оценивали военные специалисты, которые писали в Отечество о всемерном и чрезвычайном укреплении японского флота, вводившего в свой состав новейшие крейсеры английской постройки, оснащённые самой совершенной по тому времени дальнобойной артиллерией. С духовной точки зрения архиерей определил следующие главные причины проблем российского общества и государства:

  • отходе русских людей, особенно власть имущих и интеллигенции, от Бога, от православной веры, в их кощунстве;
  • бездарности и непрофессионализме действий высшей государственной власти, высшего военно-политического и дипломатического руководства страны, армии и флота, многосторонней невежественности военнослужащих; бесконтрольном и неэффективном использовании денежных и материальных средств, «собранных» у российского народа;
  • провокационных действиях во внешнеполитической сфере, в частности, в отношениях с Японией [4].


Во время русско-японской войны святитель Николай был полон самоотверженной любви в служении русским пленным. Под его руководством православные японцы образовали общество «Духовного утешения военнопленных». Архипастырь специально рукоположил несколько священников и послал их в лагеря военнопленных для совершения там богослужения, устраивал сборы в пользу раненых, снабжал их книгами, иконами, крестиками, сам неоднократно приходил к пленным со словами утешения. Из дневника святителя: «Приготовлены два ящика с книгами для отсылки в Мацуяма нашим военнопленным. Послал также всем 453 пленным по серебряному крестику» [5]. Один из пленных офицеров, познакомившись с епископом Николаем, писал на Родину: «Около 40 лет этот великий по своим убеждениям, твердый мыслью и светлый душой человек трудится на пользу Православия. Хотелось бы, чтобы об этом епископе узнали в русском обществе и оценили его поистине трогательное отношение к нам и заботы о нас» [6]. В Японии на братских могилах солдат епископ Николай воздвиг памятники и храмы, собирая для этого пожертвования и в Японии и в России, где снискал особое ува¬жение к Миссии. После войны в налаживании духовных связей между Россией и Японией продолжила играть Российская Духовная Миссия в Токио и её основатель.

Одним из детищ святителя – Токийская духовная семинария. Из учеников семинарии выпустились переводчики-русисты, специалисты по русской литературе. Например, Василий Нобори (литературный псевдоним – Сёму), который познакомил японского читателя с творчеством писателей России, а первым переводчиком на японский произведений Антона Чехова стала японка Елена Сенума (писательский псевдоним – Сенума Каё) [7]. Вместе с японскими мальчиками в 1907 году был прислан сахалинский сирота Василий Ощепков. Василий Ощепков – это первый русский человек, ставший мастером восточных единоборств, освоивший дзюдо на высоком уровне, основавший школу боевых искусств в России. В 1911 году японский мастер Дзигоро Кано взял в свой институт «Дзюдо Кодокан» Василия с целью дальнейшего его обучения. Через два года Ощепков получил первую мастерскую степень, а через четыре года – вторую, что говорит о его удивительном таланте. Необходимо отметить следующее: японцы преследовали национальную идею превосходства, и к другим нациям относились свысока. Русского парня взяли тренировать не столько, чтоб обучить чему-то, а во многом, чтоб у японских учеников был сильный здоровый противник в поединках, с которым можно оттачивать мастерство. В первую очередь он был спарринг-партнёром. Однако оказалось, что он сам сильнее многих японцев, и что даже по меркам Японии он стал выдающимся мастером, которого местным пришлось начать уважать.

В будущем Василия вербует советская разведка. Он стал переводчиком с японского, а также разведчиком, и тренером милиционеров для новосозданной страны. В своих командировках и путешествиях по СССР Ощепков изучает национальные виды борьбы, добавляя к ним приёмы дзюдо. Так рождается самбо. Василий Ощепков погиб трагически, а славу у него украли, приписав достижения другим людям [8]. 

Святитель Николай Японский оказал особое духовное влияние на иеромонаха Сергия (Страгородского) и священномученика Андроника (Никольского) (1870–1918). Будущий патриарх [Сергий (Страгородский)] был прислан 30 октября 1890 года в качестве члена духовной миссии в Японии. Впоследствии святитель Николай Японский писал, что из всех присланных ему из России помощников был единственным, кого он желал бы видеть своим преемником. Всего иеромонах Сергий (Страгородский) провёл в Японии около пяти лет. Благодаря его трудам удалось присоединить к православию представителей других конфессий, появилось множество новых общин по всей Японии, началось распространение православия на северных островах. Во время служения в японской миссии иеромонах Сергий стремился к проповеди спасения среди язычников. Опыт служения в Японии показал Патриарху Сергию (Страгородскому), насколько важно создание крепкой общины и твёрдое знание основ веры её членами, сохранения церковного уклада даже в условиях притеснений в недоброжелательной к православию среде [9]. Впоследствии иеромонах Сергий (Страгородский) настойчиво рекомендовал принять в миссию его товарища иеромонаха Андроника (Никольского), на что владыка Николай скептически реагировал на предложения иеромонаха, сомневаясь в благонадёжности иеромонаха Андроника. К счастью, опасения архиепископа Николая не оправдались, поскольку иеромонах Андроник (Никольский) проявил себя с очень хорошей стороны. Владыка Николай видел основную миссионерскую задачу отца Андроника (Никольского) в работе с молодыми людьми, будущими проповедниками и катехизаторами. Японский период жизни будущего Пермского архиепископа стал основой для его дальнейшей просветительской деятельности. Это справедливо потому, что сам владыка Андроник, обладая талантом к миссионерству, получил возможность совершенствовать свои способности под руководством мудрого и опытного наставника, каким для него оказался архиепископ Николай Японский.

Святитель Николай внёс уникальный вклад в развитие российско-японских отношений, в области образования и культуры страны восходящего солнца и своими многообразными трудами он содействовал духовному сближению двух народов столь разных цивилизаций и культур.


Список литературы:


  1. Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / Сост. К. Накамура. – СПб.: Гиперион, 2004;
  2. Шикин В.Н. Дневник / Литературный энциклопедический словарь / Под ред.: В.М. Кожевникова, П.А. Николаева – М., 1987. – С. 98;
  3. Дневники святого Николая Японского: В 5 т. / Сост. К. Накамура. СПб.: Гиперион, 2004. Т. 4. С. 794 (8/21 апреля 1903);
  4. Конференция «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского», 21 февраля 2012 г., Смулов А.М. Святитель Николай Японский о некоторых проблемах общества и государства в начале XX века. С. 82-95;
  5. Накамура К. Дневники святого Николая Японского. Т. 4. (1899-1904г.). СПб., 2004. С. 460;
  6. Архимандрит Георгий (Тертышников). Не было столь уважаемого в Японии человека, кроме императора. URL: https://www.pravmir.ru/ne-bylo-stol-uvazhaemogo-v-yaponii-cheloveka-krome-imperatora (дата обращения: 04.07.20);
  7. Александр Чех. Святитель Николай Японский. Жизнеописание. URL: http://www.k-istine.ru/sants/our_sants_nikolay_yaponskiy-01.htm (дата обращения: 04.07.20);
  8. Редакция «Правмира». Василий Ощепков, святитель Николай Японский и самбо. URL: https://www.pravmir.ru/vasilij-oshhepkov-svyatitel-nikolaj-yaponskij-i-sambo (дата обращения: 04.07.20);
  9. Радио «Вера», программа «Свидетели веры. Патриарх Сергий (Страгородский)». URL: https://radiovera.ru/patriarh-sergij-stragorodskij.html (дата обращения: 04.07.20).

Пресс-служба сайта «Диалог»